Итоги конференции «Экспорт сжиженного нефтяного газа из России и других стран СНГ»
03 - 04 марта 2009
конференция

3-4 марта 2009 года в Marriott Aurora Hotel состоялась четвертая Международная конференция «Экспорт сжиженного нефтяного газа из России и других стран СНГ», организованная компанией Infor-media Russia совместно c Thomson Reuters.

Данное двухдневное мероприятие было посвящено последним тенденциям на рынке LPG в России и за рубежом. Конференция собрала порядка ста участников из России, Украины, Белоруссии, Польши, Латвии, Венгрии, Болгарии, Казахстана, Монголии, Лихтенштейна и Швейцарии. Мероприятие предоставило возможность основным игрокам рынка обсудить наиболее важные отраслевые вопросы, обменяться мнениями и получить рекомендации от коллег-профессионалов, провести переговоры и приобрести новые контакты.

Тема первой сессии: «Состояние рынка сжиженного газа России. Политика государства. Перспективы либерализации». В рамках данной темы были рассмотрены следующие вопросы:

• Государственное регулирование цен на сжиженный газ и перспективы либерализации рынка его поставок для бытовых нужд

• Рынок СУГ России. Состояние и перспективы
• Антикризисные меры на рынке СУГ

• Роль и функции товарной биржи при организации торгов СУГ

В начале конференции состоялось выступление Александра Гладкова, заместителя начальника управления регулирования газовой и нефтяной отраслей Федеральной службы по тарифам РФ. Он рассказал о тарифном регулировании, а также отметил основные направления развития рынка сжиженного газа. По словам г-на Гладкова, первый этап включает в себя:

– стимулирование использования нефтяного (попутного) газа, в том числе отмена его ценового регулирования;
– поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд до уровня, сложившегося в коммерческом секторе;
– разработка и принятие Методики формирования розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд;

– унификация норм потребления сжиженного газа.

Второй этап заключается в отмене государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ.

Александр Гладков рассмотрел соотношение цен летом-осенью 2008 года. На регулируемом рынке цена составляла 4,5 тыс. руб. за тонну без НДС, в то время как цена в рыночном секторе доходила до 13 тыс. руб. Руководствуясь прогнозами социально-экономического развития, ФСТ продолжила и дальше повышать цены с тем, чтобы приблизить их к цене на нерегулируемом секторе.
Однако в связи с падением цен на нефть, ситуация в декабре прошлого года резко изменилась. Цена на сжиженный газ упала вслед за нефтью, и в декабре 2008-январе 2009 года составила порядка 2 тыс. руб. за тонну.
В связи с этим ситуация на экспортном рынке также ухудшилась – поставляя сжиженный газ на экспорт, предприятия несли потери. Соответственно, была предпринята попытка переориентировать объем этого газа на внутренний рынок. С одной стороны, это удалось сделать, ведь предложений на внутреннем рынке стало больше; с другой стороны, данная попытка стала причиной падения цен и на внутреннем рынке.
Положительным аспектом стал тот факт, что правительство приняло в феврале постановление о нулевой ставке экспортной пошлины, после чего цены на сжиженный газ на внутреннем рынке стали расти. Для ряда предприятий были подтверждены либо пересмотрены исключительные тарифы на транспортировку газа по железной дороге со скидкой порядка 30-35%.

В конце своего выступления Александра Гладкова отметил, что результатом действий госорганов стало создание системы регулирования СУГ. При либерализации этого рынка у государства все равно остался довольно действенный механизм установления таможенной пошлины, благодаря которой можно контролировать цены. По словам представителя ФСТ, тарифы на транспортировку сжиженного газа регулируются как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Александра Зубачева, руководитель отдела нефтепродуктовых рынков РФ и СНГ Исследовательской группы «Петромаркет», выступила с докладом о направлении использования сжиженного газа на внутреннем рынке и об экспорте СУГ.

Александра привела статистические показатели по валовому производству СУГ в России, которое в период с 2003 по 2008 год выросло на 32,5 % и составило 10,87 млн тонн. Из них 1,75 млн тонн было экспортировано. По данным компании «Петромаркет», в 2007 году доля экспорта сжиженных газов составила 15,5%, а в  2008 году – 17,7%, при этом экспорт СУГ России вырос на 21% по сравнению с 2003 годом.
Основными производителями и российскими экспортерами сжиженного газа являются компании Сибур и Газпром. В 2008 году их доля в экспорте составила около 67%, в 2007 году – 72%.
Сто процентов экспортного объема сжиженного газа вывозится железнодорожным транспортом, в дальнейшем возможны морские перевозки. Основными странами-импортерами являются Финляндия, Польша, Турция, а также Венгрия и Белоруссия. Конечными потребителями российских СУГ являются предприятия нефтехимии.

Что касается внутреннего рынка сжиженного газа, то он успешно развивается. В 2008 году его емкость, по оценке ИГ «Петромаркет», составила 8.18 млн тонн, превысив аналогичный показатель за 2003 год на 43%.

Компания «Газэнергосеть» планирует производить 1,5 млн тонн сжиженного газа. Об этом заявил в своем выступлении заместитель генерального директора по реализации Дмитрий Миронов. Главной проблемой на рынке, по мнению Дмитрия, является сокращение потребления бытового газа. Г-н Миронов предложил некоторые меры по стимулированию развития рынка, а именно: отмена балансовых заданий, упрощение таможенного оформления отгрузки СУГ на экспорт, снижение экспортных тарифов на 25-30%, введение уведомительного порядка возмещения НДС по экспорту СУГ и другие. Он также отметил, что сейчас сложилась очень интересная ситуация, когда цены на регулируемый газ стали значительно выше, чем цены на газ, поставляемый на  коммерческой основе.

Доля «Газэнергосети» на рынке СУГ составляет примерно 27-29%. Компания является единым оператором «Газпрома» по всем нефтепродуктам и сжиженным газам. Говоря о тенденциях, Дмитрий рассказал, что «Газэнергосеть» планирует строительство и модернизацию новых АЗС и в ближайшие 4-5 лет у нее должно быть порядка 450 заправочных комплексов, которые будут заправлять сжиженным газом. На данный момент у компании 81 газовая заправка, а также 38 многотопливных АЗС, на которых присутствуют и газ, и нефтепродукты.

Отдельными темами для обсуждения на конференции стали вопросы ценообразования и эффективности производства и поставок СУГ в условиях кризиса. Динамику изменения структуры потребления с 2002 года отразила в своем выступлении Алла Афанасьева, ведущий аналитик рынка сжиженного газа компании «Кортес». О влиянии кризиса на спрос и предложение российского рынка СУГ рассуждал Константин Коваленко, начальник отдела управления стратегического планирования ОАО «Татнефть». Денис Пчелинцев, директор проектов компании «НГТ-Менеджмент», рассмотрел конкурентные преимущества проектов переработки факельного газа. Алевтина Кириллова, вице-президент «Гильдии экспедиторов», предложила антикризисные решения по управлению логистикой поставок СУГ по России и за рубеж.

Первый день конференции завершился круглым столом, участниками которого стали Олеся Астахова (Thompson Reuters), Марина Стеценко (Сибур), Дмитрий Миронов (Газэнергосеть), Вадим Кудрявцев (Газпром нефть), Афанасьева Алла (Кортес), Александр Нужин (СГ-Транс). На повестке дня были следующие темы для дискуссий:
• Финансовый кризис и рынок сжиженного газа
• Эффективность поставок на экспорт в современных условиях по сравнению с внутренним рынком
• Проблемы ценообразования

Спикеры и гости мероприятия обсудили также перспективы биржевой торговли и пришли к выводу, что пока она будет развиваться малыми темпами.

В рамках двухдневной конференции подробно обсуждался вопрос развития европейского рынка сжиженного газа. Матья Жламалик, ведущий консультант компании JBC Energy, проанализировал состояние мирового рынка LPG и мировой баланс спроса и предложения LPG с детализацией по регионам и секторам.
Польский рынок, один из основных потребителей СУГ в Европе, представил на конференции президент Unimot Express Адам Сикорски. Особое внимание в своем выступлении он уделил основным угрозам для развития рынка LPG в Польше и предпринимаемым действиям по их устранению. Джозеф Штейер, директор KEG SA, определил возможную динамику роста рынка LPG Венгрии в период с 2009 по 2015 год. Основные принципы риск-менеджмента и эффективного разрешения споров в СНГ при торговле СУГ были раскрыты в докладе Юриса Гульбиса, директора компании Gulbis & Partners.

На сессии, посвященной транспортировке сжиженного газа, прозвучали доклады Ольги Галкиной, заместителя директора по логистике компании «СпецТрансГарант», Дениса Бахнюка, менеджера по ключевым клиентам компании SGS, Кристины Жетчевой, заместителя коммерческого директора компании Bulmarket, и Бориса Рачевского, директора «Нефтегазтоп». По словам Ольги Галкиной, в последнее время интерес к СУГам увеличивается во всем мире, и в частности к перевозкам газа в контейнерах. Плюсы и минусы данного вида перевозок были подробно рассмотрены в её докладе. Борис Рачевский рассказал аудитории о работе терминала для перевалки сжиженного газа из Азова в страны черноморского бассейна и о новых разработках, в т.ч. о самогрузных трейлерах. Из доклада Кристины Жетчевой участники мероприятия узнали о терминалах для LPG в Болгарии. Денис Бахнюк разобрал ключевые проблемы контроля качества СУГ.

 

На конференции Дмитрий Миронов (Газэнергосеть) ответил на вопросы Oil.Эксперта.

– Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о планах компании по развитию на рынке нефтепродуктов в 2009 году?

– На сегодняшний день мы реализуем нефтепродукты Астраханского завода, Сургутского ЗСК, а также небольшие объемы, которые мы реализуем с «Газпром нефтью».
В наших планах – увеличение переработки нефти, возможно, будем рассматривать переработку газового конденсата в Башкирии. В ближайшее время состоится встреча руководителей Газпрома в этой республике, будет обсуждаться вопрос по увеличению объемов. В 2009 году мы планируем выйти примерно на 5 млн тонн по реализации нефтепродуктов.

– Планирует ли компания работать на биржах?

– Что касается сжиженного газа, то я не считаю, что в этом пока есть необходимость. У нас очень четко организована логистика поставок, нарушать ее нельзя. Наша система, во-первых, обеспечивает производителю равномерный вывоз продукции, во-вторых, резервное снабжение розничных продавцов. Получается такая взаимозаинтересованность. Если же покупатель будет идти на биржу и там получать этот продукт, то у него не будет никаких гарантий для поставок на свои заправки в период возможного дефицита. При той схеме, которая у нас существует сейчас, мы гарантируем обеспечение объема. За годы работы мы ни разу никого не подвели.

– Используете ли Вы внебиржевые торговые площадки?

– У нас есть некоторый опыт работы на внебиржевых торговых площадках по нефтепродуктам. Что касается сжиженного газа, такого опыта нет. Проект создания собственной электронной торговой площадки по сжиженному газу был у нас разработан. Мы рассчитывали на то, что, реализуя определенные объемы на площадке, докажем ФАС, что у нас действуют рыночные цены. ФАС же не считает, что если у нас есть торговая площадка, то это рыночный инструмент. Служба полагает, что мы должны продавать эти объемы на независимых ресурсах. Однако мы не можем изменить, как я уже говорил, нам нецелесообразно менять свою схему реализации.